"Формирование познавательной деятельности у дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений"
"Формирование познавательной деятельности у дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений"
На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается в дошкольной педагогике как некое дополнение к основной задаче - развитию игровой деятельности.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. В этих условиях мы считаем, что систему развивающего обучения математики необходимо направлять не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с передвигаемым математическим материалом. Важно, чтобы с первых же шагов в математике ребенок имел возможность видеть и понимать, что здесь из чего вытекает, и накапливать опыт управления предполагаемой ситуации, опыт её анализа, изменения исследования. Только в этом случае у ребенка будет формироваться произвольная осознаваемая мотивация познавательной деятельности, которая является основой для построения в перспективе произвольной осознаваемой учебной деятельности школьника. Незаметное для многих, но очень важное превращение детского сада в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) породило целый ряд как теоретических, так и практических проблем методического характера. Одной из важнейших в этом ряду является проблема преемственности между дошкольным и начальным звеньями.
Актуальность вопроса связана с нарушениями преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания и изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Ситуация напоминает два маятника, раскачивающихся вразнобой. Между этими маятниками оказались ребенок и его родители, которые в отчаянии мечутся между детским садом и подготовительными классами в юколах, либо просто махнули на всё рукой: дескать, в школе разберутся. В начальной школе, в 90-е годы наблюдался «альтернативный взрыв» — получили официальный статус в 1990-1992 годах - система Л.Воспитатель: Занкова и Воспитатель:Воспитатель: Давыдова; в 1994-1995 годах - учебники Г.П. Петерсон; в 1995-1996 годах - учебник Н.Б. Истоминой и т.д.
А в детских садах в это время шел «обратный процесс» — отказ от традиционной программы (то есть от пособий Л.С. Метлиной) во многих случаях приводил к отказу от систематических занятий по математике. Результат был закономерен. На сегодняшний день мы имеем в школе самую сложную в жизни ребенка ситуацию, с математикой (по данным ЮНЕСКО более 30% детей вообще не усваивают математику в начальной школе). Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требование к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному преобразованию дошкольников, частью которого является математическое развитие.
Обнаруженное нами противоречие между методами и подходами к формированию элементарных математических представлений в ДОУ и в начальной школе, явилось фактором разработки профессиональной технологии и апробации её на практике.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний , необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство. Все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Поэтому очень важно развивать умственные и интеллектуальные- творческие способности детей, которые позволяют легко освоить новое.
Поэтому целью нашей деятельности являются создание развивающей, образовательной среды, способствующей интеллектуальных и личностно-деятельных способностей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
-
Развитие собственной деятельности с предлагаемым математическим материалом;
-
Формировать осознаваемую мотивацию исследовательской (познавательной) деятельности;
-
Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.).
Опыт организации работы в ДОУ, направленный на развитие элементарных математических представлений свидетельствует о существенных изменениях:
-
в повышении интереса к элементарным математическим представлениям у родителей и воспитателей;
-
в активном формировании элементарных математических представлений у детей в ДОУ;
-
развитие мыслительных и познавательных способностей детей.